Рынок токарно-фрезерных станков в России (2020–2025) – анализ и прогноз до 2030
Содержание
- Общая динамика рынка станков 2020–2025
- Основные факторы, влияющие на рынок в этот период:
- Отрасли-основные потребители и динамика спроса
- Авиационно-космический сектор
- Автомобилестроение
- Оборонно-промышленный комплекс
- Нефтегазовое и тяжелое машиностроение
- Популярные материалы для обработки на станках
- Основные бренды станков на российском рынке
- Импортное vs отечественное оборудование: санкции и импортозамещение
- Региональные центры спроса и применения станков
- Изменения в поставках, логистике и дистрибуции (2020–2025)
- В итоге, к 2025 году сложилась новая система снабжения станочного рынка:

Общая динамика рынка станков 2020–2025
Российский рынок токарно-фрезерных станков (металлообрабатывающих станков для токарной и фрезерной обработки) в 2020–2025 гг. пережил сложные колебания, обусловленные пандемией и геополитическими факторами. В 2020 году наблюдалось замедление спроса из-за пандемии COVID-19 и временного остановления многих производств. Однако уже в 2021 году рынок восстановился, достигнув объема потребления около 14 тыс. металлорежущих станков на сумму ~79,9 млрд руб. В 2022 году общий объем рынка в натуральном выражении остался примерно на том же уровне – 13,96 тыс. станков, но в денежном выражении вырос до 82,4 млрд руб. Рост в рублях (+3%) был обеспечен изменением структуры поставок и повышением средней стоимости оборудования, несмотря на незначительное снижение числа проданных станков.
Ключевые тренды 2020–2022 годов включали постпандемийное восстановление инвестиций в промышленность, а затем резкую перестройку цепочек поставок из-за санкций. После начала масштабных санкций в 2022 году многие западные поставщики станков покинули российский рынок, что привело к временному спаду импорта в 2022 г. (до 9 074 импортированных станков против 11 433 станков в 2021 г.). Тем не менее, внутренний спрос на оборудование оставался высоким благодаря госзаказам и потребностям базовых отраслей, поэтому уже к концу 2022 – началу 2023 гг. рынок начал перестраиваться на новые источники поставок. В 2023 году, по оценкам, произошел скачок импорта за счет китайских и иных «дружественных» поставщиков: объем ввоза станков в январе-ноябре 2023 г. достиг ~$877,6 млн, превысив показатель всего 2022 года ($612,7 млн)j. Это указывает на рост рынка в 2023 году, хотя точные данные за 2023 еще уточняются.
Темпы роста рынка оказались разнонаправленными: после просадки 2020 года был подъем ~+5% в 2021 (в штучном выражении), затем -20% по количеству импортных станков в 2022 (в основном из-за санкций), и ожидаемое восстановление в 2023. Таким образом, общая динамика 2020–2025 характеризуется сначала восстановлением, затем перестройкой структуры импорта. К 2025 году рынок адаптировался к новым условиям и начал рост на новой базе – с преобладанием азиатского (прежде всего китайского) оборудования вместо европейского.
Основные факторы, влияющие на рынок в этот период:
Санкции и политическая ситуация: Ограничили поставки высокотехнологичного западного оборудования, стимулировали поиск альтернатив (Китай, Тайвань, Индия, внутреннее производство).
Госпрограммы и импортозамещение: Государство запустило проекты поддержки станкостроения и модернизации производства, пытаясь снизить зависимость от импорта. Однако к 2020 г. было признано, что полностью заменить импорт не удастся без локализации ключевых технологий.
Колебания курса рубля и цен: В 2022–2023 гг. ослабление рубля и удорожание логистики повысили цены на импортные комплектующие и сами станки. Отечественные «импортозамещенные» станки за два с половиной года подорожали в несколько раз из-за роста цен на импортные узлы и нарушения поставок.
Изменение структуры импорта: Уход ряда глобальных брендов (DMG MORI, Haas, Mazak и др.) освободил нишу, которую заняли азиатские производители. Доля недорогих станков возросла, в то время как поставки премиум-сегмента сократились.
Несмотря на шоки, рынок токарно-фрезерных станков РФ в целом сохранил объем – в 2022 году потребление почти на уровне 2021 г., а в 2023 г. ожидается рост благодаря перенаправлению спроса на новых поставщиков. Таким образом, к 2025 году сформировалась новая структура рынка, которую рассмотрим подробнее ниже.
Отрасли-основные потребители и динамика спроса
Токарно-фрезерные станки востребованы во множестве отраслей российского машиностроения. Крупнейшими секторами-потребителями являются: авиационно-космическая промышленность, автомобилестроение, оборонно-промышленный комплекс (ОПК), а также нефтегазовое машиностроение и смежные отрасли (энергетическое, транспортное машиностроение). Рассмотрим динамику спроса со стороны этих отраслей в 2020–2025 гг.:
Авиационно-космический сектор
Авиастроение и ракетно-космическая отрасль традиционно требуют высокоточных многоосевых станков для обработки сложных деталей из твердых сплавов (компоненты авиадвигателей, фюзеляжей, ракетных систем). В 2020–2021 гг. спрос в гражданской авиации просел (сокращение выпуска самолётов и задержка проектов), однако государство сохранило инвестиции в военную авиацию и космос. С 2022 года, в условиях санкций, авиационный сектор РФ столкнулся с недоступностью западного оборудования и сервисов. Тем не менее, программы импортозамещения (проекты типа импортного SSJ-New с локализацией компонентов) потребовали закупки новых станков. Например, для производства турбин и шасси были переориентированы закупки на азиатские аналоги оборудования. К 2023 году спрос со стороны авиационной отрасли начал расти за счет реализации государственных программ по созданию отечественных самолетов и беспилотников. Многие предприятия (Уфимское моторостроительное ПО, корпорация «Иркут», Казанский авиационный завод и др.) модернизируют парки станков, теперь в основном за счет китайских и тайваньских пятиосевых центров вместо ранее планировавшихся европейских. В перспективе до 2030 г. авиационно-космический сектор останется одним из драйверов спроса на высокоточные токарно-фрезерные центры, особенно по мере наращивания выпуска гражданских самолетов отечественной разработки.
Автомобилестроение
Автомобильная промышленность России в 2020–2021 гг. также являлась крупным потребителем станочного оборудования – новые модели и расширение производств требовали обновления оснастки. Например, «АвтоВАЗ» и ряд иностранных автоконцернов (до 2022 г.) закупали роботизированные линии и обрабатывающие центры. Пандемия 2020 года ненадолго притормозила инвестиции, но в 2021-м объемы выпуска автомобилей росли, стимулируя и спрос на станки.
Ситуация резко изменилась в 2022 году: уход большинства зарубежных автоконцернов и спад выпуска легковых автомобилей (>50% падения производства в середине 2022 г.) снизили потребность отрасли в новом оборудовании. Многие сборочные заводы остановились, а инвестиционные проекты были заморожены. Однако уже во второй половине 2022 – 2023 гг. автопром начал перезапускаться на новой основе: активизировались отечественные производители и пришли новые партнеры из Китая. Заводы «Москвич» (на базе бывшего Renault) и проекты КАМАЗ по локализации китайских моделей грузовиков потребовали модернизации и переоснащения. В результате в 2023 г. спрос на станки для автомобилестроения начал восстанавливаться, но в иной конфигурации – теперь основными поставщиками оборудования стали китайские фирмы, зачастую поставляющие станки в комплекте с технологиями для производства компонентов двигателей и шасси. До 2030 г. оживление автопрома (в том числе планы новых моделей LADA, электромобилей и рост производства коммерческих автомобилей) будет поддерживать спрос на токарные и фрезерные обрабатывающие центры для изготовления двигателей, коробок передач, осей и прочих автокомпонентов. При этом отрасль будет стремиться к большей автоматизации (внедрение роботизированных ячеек и ЧПУ-станков для повышения производительности и компенсирования дефицита квалифицированного персонала).
Оборонно-промышленный комплекс
Оборонная промышленность и смежное тяжелое машиностроение (танкостроение, производство вооружений) в 2020–2021 гг. находились на стабильном уровне, потребляя значительное количество станков, но во многом полагаясь на импортные решения. По данным Минпромторга, импортозависимость ОПК по станкам составляла 60–80% до 2022 г.. Многие заводы ОПК (Уралвагонзавод, Воткинский завод, предприятия Ростеха) до 2022 года активно использовали станки германского, швейцарского, японского производства для прецизионной обработки.
С началом СВО (2022 г.) и резким увеличением гособоронзаказа, ОПК стал главным драйвером роста спроса на металлообрабатывающее оборудование. Выпуск военной техники вырос в разы (в 2023 г. производство танков увеличилось в 5,6 раза, боевых машин пехоты – в 3,6 раза и т.д.), что потребовало срочного наращивания парка станков. Западные станки стало невозможно закупать напрямую из-за санкций, поэтому предприятия ОПК обратились к альтернативам: Китай, а также параллельный импорт через третьи страны. По данным украинской разведки, в 2023–2024 гг. Уралвагонзавод и концерн Алмаз-Антей закупали китайские станки (в том числе через схемы оплаты в юанях via ВТБ Шанхай) для замещения критического оборудования. Многие из этих китайских станков комплектуются немецкими и японскими ЧПУ-системами (Siemens, Heidenhain, Fanuc), к которым привыкли российские операторы.
Таким образом, в 2022–2025 гг. ОПК стал одним из крупнейших покупателей токарно-фрезерных центров. Государство профинансировало модернизацию станочного парка оборонных заводов, часто путем закупки «дружественного» импорта. По оценкам, к 2023 г. доля импорта станков во всех отраслях РФ возросла до 75–92% именно за счет роста закупок для оборонки (и других секторов). Эта тенденция сохранится: до 2030 года оборонзаказ будет обеспечивать высокий спрос на современные станки, в том числе многофункциональные (токарно-фрезерные) обрабатывающие центры с ЧПУ. Вероятно, появятся новые совместные проекты по производству станков внутри страны под нужды ОПК, чтобы снизить критическую зависимость – уже к 2024 г. отмечается рост отечественного выпуска станков (см. раздел об импортозамещении). Тем не менее, потребности оборонки в высокоточном оборудовании пока перекрываются в основном за счет импорта из Азии.
Нефтегазовое и тяжелое машиностроение
Компании нефтегазового комплекса, а также производства тяжелого машиностроения (турбостроение, энергетическое, судостроение) традиционно формируют значительную часть спроса на металлообрабатывающие станки. В 2020–2021 гг. нефтегаз переживал волатильность цен на нефть, но в целом инвестиции в добычу и переработку продолжались, поддерживая закупки оборудования для ремонтных и сервисных нужд (например, станки для механообработки труб, бурового оборудования, насосов). В энергетическом машиностроении (турбины, генераторы) и железнодорожном машиностроении также шли проекты модернизации, требующие новых станков.
После 2022 г. в условиях санкций иностранные поставщики бурового и энергетического оборудования ушли, что заставило нефтегазовые компании развивать собственные сервисные мощности. Для производства и ремонта оборудования они стали приобретать станки через дружественные страны. Например, предприятия нефтесервиса в Тюменской области и Республике Татарстан закупили крупные партии универсальных токарных и фрезерных станков из Китая для изготовления запчастей насосно-компрессорного оборудования. Судостроение (включая оборонное кораблестроение) также увеличило закупки: верфи ОСК, реализующие военные и гражданские судозаказы, обновляют парк станков (в т.ч. крупноразмерных горизонтальных токарных станков для валов, фрезерных станков для секций кораблей) – сейчас эти поставки идут в основном из Китая и Южной Кореи (через альтернативные каналы).
Динамика спроса в нефтегазовом и тяжелом машиностроении весьма стабильна: эти отрасли менее подвержены спадам, и после 2022 г. даже нарастили закупки станков, компенсируя уход западных сервисных подрядчиков. До 2030 года ожидается дальнейшее увеличение спроса здесь благодаря крупным проектам (строительство новых СПГ-заводов, модернизация НПЗ, программа обновления локомотивов и вагонов, развитие судостроительных комплексов). Эти проекты потребуют современного оборудования – как тяжелых уникальных станков (большие портальные фрезерные, трубонарезные станки для нефтянки), так и массовых универсальных станков для многочисленных ремонтных баз по всей стране. Вероятно, значительная часть этого спроса также будет удовлетворяться импортом из Китая и союзных стран, хотя некоторые виды относительно простых станков российские предприятия научатся производить самостоятельно.
Популярные материалы для обработки на станках
Токарно-фрезерные станки предназначены для обработки широкого спектра материалов. В России на таких станках чаще всего обрабатываются различные металлы, прежде всего стали и сплавы на основе железа. По данным отраслевых обзоров, современные станки позволяют эффективно работать со сталью (углеродистой, легированной, нержавеющей), чугунами, а также цветными металлами – алюминием и его сплавами (которые широко используются в авиакосмической и автомобильной промышленности), медью и латунью (например, при изготовлении трубопроводной арматуры, электротехники). В высокотехнологичных отраслях востребована обработка титановых сплавов (авиация, космос, медицина) – токарно-фрезерные центры с ЧПУ применяются для сложных титановых деталей шасси, корпусных элементов и имплантов.
Помимо металлов, оборудование все чаще применяется для обработки неметаллических материалов. Многие токарные и фрезерные станки способны работать с техническими пластиками (акрил, полиэтилен, капролон и др.) и композитами. Так, при прототипировании деталей могут применяться заготовки из пластмасс или композитов, которые потом обрабатываются фрезерованием. Также определенную нишу занимают станки для обработки древесины и твердых пород – хотя это отдельный сегмент (деревообрабатывающие станки), универсальные токарно-фрезерные устройства малой мощности могут обрабатывать и дерево или графитовые заготовки (например, при изготовлении моделей). В контексте металлообработки, однако, основной упор – на металлические материалы.
Таким образом, чаще всего на токарно-фрезерных станках в РФ обрабатывают: конструкционные стали, нержавеющие стали, чугун, алюминий и его сплавы, медь, латунь, титан. Многие станки универсальны и подходят и для мягких материалов – существует опыт обработки даже пластмасс и древесины на металлорежущих станках, но доля таких операций невелика. При росте авиа- и оборонных заказов увеличивается доля трудных в обработке материалов (титан, легированные стали), что стимулирует спрос на высокопроизводительные станки с ЧПУ и специализированный режущий инструмент.
Отдельно стоит упомянуть, что выбор материала определяет требования к станку – например, для твердых жаропрочных сплавов нужны более мощные и жесткие станки, часто с системой ЧПУ, способные обеспечить минимальный износ инструмента. В России растет запрос на станки для обработки особенно твердых материалов (никелевые сплавы, композиты с углеволокном) в связи с развитием авиадвигателей и энергетического машиностроения. Эти ниши пока покрываются либо импортным оборудованием, либо единичными отечественными разработками совместно с научными институтами.
Основные бренды станков на российском рынке
Исторически российский рынок металлообрабатывающих станков был насыщен продукцией зарубежных брендов – как европейских и американских, так и азиатских. До 2020–2021 гг. ключевую роль играли западные марки: немецко-японский DMG MORI, американский HAAS, японские Mazak, Okuma, Makino, немецкие Trumpf (лазерно-фрезерные комплексы) и др. Также широко были представлены южнокорейские и тайваньские производители (Doosan, Hyundai Wia, SMTCL/SMEC, Hartford, etc.) и ряд китайских брендов. На рынке РФ действовали официальные представительства и дилеры этих компаний, многие поставляли сотни станков ежегодно.
Одновременно существовал сегмент отечественных станков, однако доля российских брендов в парке оборудования была невелика (о доле импорта см. следующий раздел). Среди заметных российских производителей можно назвать: АО «Балтийская промышленная компания» (БПК) – продвигает станки под маркой F.O.R.T., часто на базе китайских комплектов; АО «Станкомашкомплекс» (г. Челябинск); АО «Рязанский станкозавод»; АО «Ковровский электромеханический завод (КЭМЗ)»; АО «СтанкоМиГ» (группа СТАН), и др. Также в Ульяновске с 2015 г. работал завод DMG MORI (ООО «Ульяновский станкостроительный завод») – совместное предприятие, выпускавшее станки DMG MORI локально для российского рынка. Таким образом, до 2022 г. ассортимент на рынке включал сочетание импортных станков (преимущественно западных и азиатских) и ограниченного количества отечественных моделей.
Санкционные события 2022 года радикально изменили расклад брендов. Большинство западных компаний либо официально ушли, либо заморозили продажи в РФ. Это освободило рыночную нишу, которую немедленно заняли азиатские – прежде всего китайские – производители станков. По данным таможенной статистики, уже в 2022 году крупнейшими странами-поставщиками станков в Россию стали Китай, Тайвань и Южная Корея. Доля китайских брендов в импорте станков стремительно выросла: с ~13% в 2017 году до 28% в 2021-м, а затем скачкообразно до почти 60% в 2022 году. В 2023 году, после ухода европейских, японских и американских конкурентов, Китай обеспечил примерно 90–95% всего импорта металлообрабатывающих станков в РФ – фактически монополизировав поставки.
На практике это значит, что в 2022–2025 гг. на российских заводах массово устанавливаются станки китайских марок. Среди китайских брендов, присутствующих сейчас на рынке РФ, можно отметить:
DMTG (Dalian Machine Tool Group) – один из крупнейших производителей КНР, предлагает токарные центры, обрабатывающие центры;/
MAIHONG - Ведущий постовщик станков, лидер по цене/качеству.
SMTCL (Shenyang Machine Tool) – известный бренд, часть станков SMTCL ранее поставлялась и под маркой СМЕC;
Hision (Nanjing) – производитель токарных станков с ЧПУ;
Baoji Machine Tool, DMTG, Neway CNC – поставляют многофункциональные центры;
JIANGSU QianZhu, Z-Mat, Hanland и множество других китайских заводов, нередко через торговые дома.
Одновременно на рынке остались поставки из Тайваня и Южной Кореи: например, тайваньские высокоточные станки Fair Friend (FEELER), Leadwell, Victor Taichung продолжают поступать (в 2022 г. доля Тайваня выросла до ~15% импорта. Южнокорейские Doosan, Hyundai Wia могли приходить через третьи страны. Однако доля этих «традиционных» азиатских брендов гораздо меньше китайских в новых условиях.
Российские производители на этом фоне тоже стараются занять свою нишу. В 2022–2023 гг. на профильных выставках были представлены новые модели отечественных станков с ЧПУ – зачастую это локализованные версии китайских станков. Например, БПК (F.O.R.T.) предлагает линейку токарно-фрезерных центров, созданных совместно с китайскими партнерами. Группа СТАН заявила о планах разработки отечественных пятиосевых центров, однако в серии они пока не массовы. Примечательно, что некоторые российские фирмы даже пошли на размещение производства в Китае: так, пензенский завод «Станкомашстрой» объявил о выпуске части новых моделей на территории КНР с последующим ввозом в РФ, мотивируя это доступностью компонентной базы и станочной электроники в Китае.
В последние годы доли брендов распределяются в пользу китайских производителей. По именам лидеров рынка трудно определить без детальной статистики, т.к. поставки фрагментированы: например, в импорте 2022 г. среди отдельных марок выделялась южнокорейская SMEC (~4,5% стоимостного объема импорта) как один из лидеров, также упоминались индийская ACE Designers, китайские Baoji Machine Tool, BLIN, DMTG, Hision, японско-германская DMG MORI (через локальный завод) и американская Haas (успели ввезти часть станков до санкций). В 2023 году, вероятно, топ-5 брендов по поставкам – китайские, но конкретные названия распределяются между многими заводами КНР. Для конечных пользователей зачастую более важно наличие локального сервисного партнера, чем бренд – поэтому крупные российские дистрибьюторы (например, станкоторговые фирмы «КАМИ», «СтankoProm», «Росстанком») перешли на работу с несколькими китайскими фабриками и продвигают их продукцию под своей маркой.
Вывод: к 2025 году китайские станки доминируют на рынке РФ, тогда как доля европейских и американских брендов минимальна. Отечественные марки присутствуют, но значительная часть из них – это все те же китайские станки, собранные или доработанные в России. В перспективе ожидается появление совместных предприятий с Китаем, чтобы частично локализовать производство популярных моделей в РФ. Российское станкостроение при господдержке может выпустить собственные разработки, но им еще предстоит завоевать доверие пользователей.
Импортное vs отечественное оборудование: санкции и импортозамещение
Импорт всегда доминировал в российском станочном парке, и санкционный период это лишь подчеркнул. По оценкам, к 2021 году на импортные станки приходилось 70–90% парка в различных отраслях. Собственная промышленность долгие годы не покрывала потребностей: так, доля импорта в станкостроении РФ (для внутреннего потребления) оценивалась Минпромторгом более чем в 90%. Импортозамещение, начатое после 2014 г., давало ограниченные результаты – к 2020 г. официально признано отставание по ключевым технологиям.
В 2020–2021 гг. баланс импорта/производства был крайне смещен: например, в 2021 г. импорт металлорежущих станков (9146 шт.) превышал отечественное производство (4877 шт.) почти в 2 раза (в натуральном выражении). В стоимостном же выражении разрыв был ещё больше, т.к. импортные станки включали дорогостоящие образцы, тогда как российские – в основном более простые.
Санкции 2022 г. первоначально сократили общий объем ввоза, но правительство и бизнес оперативно наладили параллельный импорт и новые каналы. В итоге по итогам 2022 г. импорт всё равно занял доминирующую долю рынка. Например, согласно расчетам Ассоциации «Станкоинструмент», в 2022 г. импортировано ~7259 металлорежущих станков, а произведено в России – 6706 шт. (данные Росстата). То есть в штуках соотношение близко к паритету. Однако важно учитывать: значительная часть отечественного «производства» – это сборка из импортных комплектующих. Более того, в статистике Росстата могла учитываться продукция оборонных заводов для собственных нужд. По данным альтернативных источников, реальный выпуск станков российскими машиностроителями в 2022 г. составил всего 1298 шт. (вероятно, учитываются именно новые станки, поставленные на рынок). Такая разница объясняется методиками подсчета: Росстат, по-видимому, учитывает все станки, произведенные предприятиями (включая кооперацию внутри корпораций), в то время как ассоциация – коммерческий выпуск на рынок.
Ясно одно: 2022 год стал поворотным – несмотря на громкие заявления об импортозамещении, России пришлось еще больше опереться на импорт, только теперь из Азии. Доля импорта в общем потреблении оценивалась экспертами в 75–92% в 2023 году. RBC сообщал, что в 2023 г. объем импортных поставок превышал внутреннее производство станков уже в 182,5 раза (вероятно, учитывая весь спектр станков, включая мелкие, – такие цифры указывают на практически полную зависимость).
Однако есть и положительные сдвиги в отечественном производстве. С конца 2022 г. и особенно в 2023 г. российское станкостроение начало наращивать объемы выпуска благодаря госстимулам и военному заказу. По оперативным данным Росстата, в 2023 году произведено 9269 металлорежущих станков в РФ, что на 14% больше 2022 г.. Таким образом, производство фактически удвоилось по сравнению с 2020 годом. Однако из этих 9269 станков лишь 879 шт. имели ЧПУ (числовое программное управление) – т.е. менее 10%. Остальные ~90% – это относительно простое оборудование (например, универсальные токарные, сверлильные, прессовые станки), которое технологически несложно освоить. Это подтверждает, что импортозамещение происходит главным образом в низком и среднем сегменте: российские заводы могут выпустить обычные станки (где важны металлоконструкция и базовые узлы), но высокоточные CNC-станки по-прежнему в дефиците и завозятся из-за рубежа.
Влияние санкционной политики отразилось и на структуре импорта: если до 2022 г. значительная часть импорта приходилась на Европу, Японию, США, то к 2023 г. почти 90–95% импорта – из «дружественных» стран (Китай, Турция, страна ЕАЭС). Появились сложные логистические схемы: так, дорогие станки из Европы в некоторых случаях поставляются через посредников в ОАЭ, Турции или через дочерние фирмы в Казахстане (механизм параллельного импорта). Но объем таких поставок невелик и не влияет на общую статистику.
Импортозамещение в станкостроении к 2025 г. так и не достигло цели заменить половину импорта (план 2014 года – снизить зависимость до 50–60% к 2020 г. – провален). Тем не менее, локальные успехи есть: возникли совместные проекты (например, создание станков с ЧПУ на базе контроллеров собственных разработок – известно о проектах Ростеха по станочным ЧПУ, выпуске систем ЧПУ «Чиплат» и NC Logic, чтобы заменить Siemens/Fanuc; опыт в этом направлении накоплен на предприятиях типа ФГУП «Приборостроительный завод» и др.). Кроме того, растет выпуск компонентов: режущий инструмент, оснастка, и даже отдельные узлы станков (шпиндельные узлы, станочные корпуса) начали производить в РФ, пусть и часто из импортных материалов.
В ближайшие годы стратегия такова: импорт сложных станков – преимущественно из Китая и Азии – будет продолжаться, а отечественное производство сконцентрируется на более простых или специализированных решениях, а также на сборке (локализации) иностранных моделей. Программы господдержки (льготные лизинги, субсидии по постановке на производство) призваны повысить конкурентоспособность российских станков. Например, Минпромторг расширил субсидирование через постановление №1634 (лизинг станков), что стимулирует заводы покупать отечественное при прочих равных. К 2030 г. ожидается постепенное увеличение доли российских станков на внутреннем рынке, но полностью заместить импорт (особенно в высокоточном сегменте) будет затруднительно без технологического партнерства с ведущими производителями.
Региональные центры спроса и применения станков
Спрос на токарно-фрезерные станки в России географически сосредоточен в промышленных регионах, где исторически развиты машиностроение, металлургия и оборонные предприятия. Можно выделить несколько основных кластеров-регионов, являющихся центрами применения станочного оборудования:
Центральный федеральный округ (ЦФО) – лидер по объему промышленного производства, включая Московскую область, Владимирскую, Ярославскую, Тульскую и др. Здесь сосредоточено множество заводов оборонки (Тула – оружейные заводы, Подмосковье – приборостроение), автомобилестроения (Калуга – автозаводы, Московская обл. – заводы компонентов) и общего машиностроения. По данным исследований, именно ЦФО демонстрирует лучшие показатели производства и потребления станков – например, на него приходится более 11,4 тыс. станков (выпуск продукции) по состоянию на 2023 год, что превосходит другие округа. Москва и Подмосковье также являются крупнейшим рынком сервисных услуг и торговли оборудованием: многие дистрибьюторы базируются в Москве, склады запчастей и демонстрационные залы сконцентрированы здесь. Это облегчает предприятиям ЦФО доступ к новым станкам. Помимо того, в ЦФО находятся старейшие станкостроительные заводы (Рязанский станкозавод, Ковровский завод и др.), что исторически определило и наличие парка станков в регионе.
Приволжский федеральный округ (Поволжье) – один из индустриальных центров, включает Татарстан, Самарскую, Ульяновскую, Нижегородскую области и др. В Поволжье сильны автомобилестроение (Тольятти – АвтоВАЗ, Нижний Новгород – ГАЗ, Елабуга – заводы грузовиков), авиа- и двигателестроение (Казанский вертолётный завод, Уфимское моторостроение – Башкирия, Пермские моторы – Пермский край), нефтехимия (Татарстан) и ряд оборонных предприятий. Соответственно, здесь высок спрос на станки для автокомпонентов, двигателей, вооружений. Татарстан, например, активно модернизирует производства КАМАЗ и оборонных заводов, закупая новые станки (в т.ч. совместно с Ростех). Ульяновская область помимо прочего славилась упомянутым заводом DMG MORI – он поставлял станки в регион и по стране. Поволжье отличается и развитой нефтегазовой промышленностью (Татарстан, Оренбургская обл.), где нужны станки для ремонта оборудования. Таким образом, ПФО – один из ключевых рынков для станкопоставщиков.
Уральский федеральный округ (Урал) – традиционное «сердце» тяжелой промышленности. Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская области – здесь сосредоточены крупные металлургические комбинаты, заводы тяжелого машиностроения и танкостроения. Например, Нижний Тагил (Свердловская обл.) – Уралвагонзавод (танки и вагоны), Челябинск – тракторный завод (ныне «Уралтрансмаш»), предприятия по производству дорожной техники, трубопрокатное оборудование. Все они активно используют металлорежущее оборудование. В Тюменской области – центр нефтегазодобычи – также высокий спрос на ремонтные мастерские и оборудование для нефтесервиса. Урал исторически имел несколько своих станкостроительных заводов, и сейчас, по данным, например, Челябинская компания «Станкомашкомплекс» снабжает регион станками локального производства. Но в основном Урал – потребитель импорта, особенно для ОПК и металлургии (там требуются мощные станки для обработки валков, слитков и т.п.). В 2022–2023 гг. Уралвагонзавод и другие уральские заводы резко нарастили закупки станков (многие – китайского производства) для выполнения увеличенного оборонзаказа. Это делает Урал одним из лидеров спроса. Нередко новые модели станков обкатываются именно на Урале, где самые тяжелые условия эксплуатации.
Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) – прежде всего Санкт-Петербург и Ленинградская область, а также Калининград. Петербург – крупный промышленный узел: судостроение (верфи «Адмиралтейские», «Севмаш» – хотя Севмаш географически в Архангельской обл., тоже СЗФО), энергетическое машиностроение (завод «Силовые машины» – турбины), автомобилестроение (до 2022 г. работали заводы Toyota, Nissan, Hyundai), приборостроение. Все эти отрасли потребляют станки. В СЗФО также базируются некоторые дистрибьюторы станков и сервисные центры. Калининградская область, будучи особой экономической зоной, развивала машиностроение (заводы автосборки, производство комплектующих) и тоже использует станки, иногда получая их напрямую из Европы (близость географическая). Сейчас, после ухода автоконцернов, СПб переключился на оборонзаказ и судостроение – например, для строительства новых кораблей ВМФ верфям требуются современные металлообрабатывающие комплексы, и их закупают, в том числе у Китайских фирм (через «Росатоме» и ОСК). Таким образом, СЗФО – важный регион по применению станков, особенно кораблестроительных, энергетических и крупногабаритных.
Сибирский и Дальневосточный ФО – здесь плотность промышленности ниже, но все же есть очаги спроса. В Сибири выделяются Кемеровская область (горнодобывающая техника – требуют станки для ремонта), Омск (Омский завод транспорта – танковое производство), Новосибирск и Томск (в том числе предприятия Роскосмоса и приборостроения). В Дальневосточном регионе: Комсомольск-на-Амуре (авиазавод – истребители Су, где нужны высокоточные станки), Приморье (судоремонт и судостроение – например, судоверфь «Звезда» в Большом Камне строит крупнотоннажные суда и заказывает тяжелое оборудование). Также на Дальнем Востоке реализуются ТОРы (территории опереж. развития), где строятся заводы – они закупают в основном импортные (китайские) станки по близости. В целом, потребление станков в Сибири и на Дальнем Востоке меньше, чем в европейской части РФ, но рост добывающих отраслей (уголь, золото, газ) обеспечивает постоянный спрос на ремонтно-механические участки с универсальными токарными и фрезерными станками.
В разрезе федеральных округов: по некоторым данным, на Центральный, Приволжский и Уральский округа может приходиться до 70% всего потребления станков в РФ – что отражает концентрацию промышленности в этих регионах. Центральный округ лидирует за счет разнообразия отраслей (от оборонки до электроники), Поволжье – за счет авто/авиа, Урал – за счет тяжелого машиностроения. Северо-Запад – порядка 10-15% спроса, Сибирь и Дальний Восток – совокупно около 10% (оценочно).
Причины региональной концентрации:
Историческое размещение крупных машиностроительных комплексов (Урал, Центр, Поволжье).
Наличие квалифицированной рабочей силы и инженерных школ в этих регионах, что способствует развитию производства и, как следствие, спросу на оборудование.
Транспортная доступность: импортное оборудование чаще всего доставляется через порты Балтики (для СЗФО, ЦФО) или через Дальний Восток/Китай (для Сибири и ДВ). Однако крупные компании-дистрибьюторы имеют склады в Москве и Екатеринбурге, откуда распределяют станки по стране.
Специализация регионов: например, Татарстан и Нижегородская область – центры автомобилестроения и оборонки (соответственно высок потребность в металлорежущих станках для моторостроения, обработки корпусов); Челябинская и Свердловская – металлургия и тяжелые машины (нужны станки большой мощности); Санкт-Петербург – судостроение и турбины (уникальные крупногабаритные станки).
В итоге география спроса в значительной мере совпадает с картой индустриального развития России. Для производителей и поставщиков станков это значит фокус на указанных регионах: там проводятся региональные промышленные выставки, открываются сервисные центры и учебные центры (например, учебный центр станочного дела в Екатеринбурге при УПИ, в Москве при МГТУ им. Баумана и т.д.).
Изменения в поставках, логистике и дистрибуции (2020–2025)
Период с 2020 по 2025 годы ознаменовался серьезной трансформацией логистических цепочек и каналов сбыта станочного оборудования в России. Ниже перечислены главные изменения:
Срыв привычных цепочек поставок в 2020 г.: Пандемия COVID-19 нарушила глобальную логистику – задержки в морских перевозках, дефицит контейнеров и локдауны заводов в Европе/Азии привели к отсрочкам поставок станков. Российские предприятия, ожидавшие оборудование в 2020 г., зачастую получали его с опозданием на несколько месяцев. Это научило дистрибьюторов держать больше складского запаса наиболее востребованных моделей. К 2021 г. ситуация стабилизировалась, и логистика из Европы и Азии наладилась.
Уход международных поставщиков и переориентация (2022 г.): Санкции и политические решения в 2022 г. заставили прекратить прямые поставки оборудования из США, ЕС, Японии и Южной Кореи. Фирмы-дистрибьюторы, представлявшие эти бренды (например, официальные дилеры DMG MORI, HAAS, Mazak), оказались в затруднительном положении – новые станки напрямую не приходят, сервис под вопросом. В ответ многие российские дистрибьюторы переключились на работу с Китаем, Индией, Турцией. Были налажены параллельные импортные каналы: часть персонала и офисов перерегистрировали в дружественных юрисдикциях (Дубай, Алматы, Стамбул), через которые оформляются закупки. Например, станок немецкого производства мог быть куплен российским заказчиком через посредника в Казахстане (формально как для казахстанского рынка, а затем переправлен в РФ). Аналогично, китайские заводы стали отгружать оборудование не только через официальные каналы, но и напрямую конечным российским потребителям, минуя бывших европейских посредников.
Новые логистические маршруты: Традиционно значительная часть станков из Европы доставлялась морем до Санкт-Петербурга или через наземные маршруты из Германии. После закрытия прямого сообщения часть грузопотока перенаправилась: через Турцию (порт Стамбул) и далее паромом на Черное море в Новороссийск, либо через Финляндию/Прибалтику на склады временного хранения и далее по параллельным схемам. Основной же канал – через Китай: поставки из КНР резко возросли и идут двумя путями – железной дорогой (через Казахстан или Монголию) и морем до Владивостока с последующей доставкой по Транссибу. Железнодорожный коридор Китай–Россия (через погранпереходы Забайкальск, Наушки, Алатавка) стал критически важным для крупных партий станочного оборудования. Некоторые тяжелые станки возят автотранспортом через Среднюю Азию, если они негабаритны. В целом, к 2023 г. выстроилась альтернативная логистика, обходящая территорию недружественных стран.
Расчеты в нацвалютах: Существенное изменение – отказ от расчетов в долларах/евро в пользу рубля, юаня, рупии. С 2022 г. многие сделки на поставку станков из Китая перешли на юань. Используются банки, не подпадающие под санкции: например, платежи идут через российские банки с филиалами в Китае (ВТБ Шанхай, Газпромбанк), либо через китайские госбанки. Это упростило сделки с китайскими производителями, но добавило валютные риски – колебания курса юаня влияют на цены. Также начали применяться аккредитивы в рублях/юанях, страхующие обе стороны. Взаиморасчеты с Турцией и Индией могут проходить в рублях, рупиях или через бартерные схемы (редко).
Трансформация дистрибуции: Раньше зарубежные бренды имели разветвленную сеть дилеров и сервисных центров в РФ, которые регулярно обучались у производителя. После их ухода появились новые игроки – часто это молодые компании, специализирующиеся на китайском оборудовании. Некоторые крупные российские поставщики («КАМИ», «ДелРус», «СтанкоИмпорт» и др.) заключили эксклюзивные соглашения с китайскими заводами, становясь их официальными представителями. Кроме того, китайские производители начали открывать в РФ собственные представительства или техцентры (пусть и неофициально, через партнеров) для поддержания продаж. Дистрибуция стала более «восточной»: если раньше выставки посещали немецкие и японские инженеры, то на крупных отраслевых выставках 2023–2024 гг. (Металлообработка в Москве) доминируют стенды с китайскими станками и китайскими представителями.
Сервис и запчасти: Одним из вызовов стало обеспечение сервиса ранее поставленных западных станков без поддержки OEM. Российские сервисные компании начали практиковать неофициальный сервис: закупка запчастей через третьи страны (например, фильтры, электроника Fanuc – через ОАЭ), восстановление плат ЧПУ силами российских специалистов, использование аналогов. Появились фирмы, которые предлагают ретрофит старого оборудования – вплоть до замены импортного ЧПУ на российский или китайский, чтобы обойти санкционные ограничения на обновления ПО. Одновременно сервисная инфраструктура для китайских станков только формируется – зачастую поставщики обучают российских инженеров на заводах в Китае или нанимают русскоговорящих китайских специалистов.
Увеличение складов и сроков поставки: Период 2022–2023 заставил держать более длинный запас по времени. Станки из Китая идут 1-2 месяца, из Турции транзитом – тоже не быстро. Поэтому поставщики начали локализовывать склады станков на территории РФ. Например, некоторые популярные модели токарных центров китайского производства стали завозить партиями и держать на складе в Подмосковье, чтобы обеспечить быстрое отгружение клиенту (раньше под каждого клиента везли индивидуально). Однако это требует оборотных средств, и тут помогли меры поддержки – государственные субсидии позволили некоторым дилерам профинансировать создание товарных запасов. В то же время уникальные позиции, не имеющие спроса серийно, могут идти дольше прежнего – отдельные сложные станки под заказ из Китая или Индии могут производиться 4-6 месяцев и еще 2 месяца доставляться. Клиентам приходится планировать закупки заблаговременно.
Появление параллельных каналов: Помимо легальных дилеров, возник рынок «серого» импорта станков. Например, частные посредники предлагают привезти нужный станок «под ключ» за вознаграждение, используя любые возможные обходные пути. Это касается прежде всего дорогих европейских и японских станков, которые официально недоступны. Хотя объем таких поставок невелик, они есть. Российские власти фактически легализовали параллельный импорт, и если у покупателя есть финансовая возможность, он может ввезти требуемое оборудование, пусть с наценкой за риск. Однако гарантийный сервис в таких случаях неформальный.
В итоге, к 2025 году сложилась новая система снабжения станочного рынка:
Канал №1: прямой импорт из Китая (основной поток, от стандартных до высокоточных станков).
Канал №2: импорт через партнеров в странах ЕАЭС (Беларусь, Казахстан) и БРИКС (Индия, Турция) – как для китайской, так и для некоторой европейской/корейской техники.
Канал №3: рост отечественного производства/сборки – часть потребностей закрывается станками, произведенными внутри страны (их пока немного, но в сегменте простых станков доля растет).
Канал №4: параллельный импорт отдельных позиций под заказ – нерегулярный, но позволяющий получить специфичные модели.
Для конечного потребителя это означает больше возможностей купить китайский или локально произведенный станок быстро, но гораздо меньше шансов приобрести передовое оборудование из ЕС/Японии. Многие предприятия пересматривают свои планы модернизации с учетом этих реалий, закладывая больше времени на доставку и выбирая из доступного ассортимента.
Тенденции рынка до 2030 года
В обозримой перспективе (2025–2030 гг.) рынок токарно-фрезерных станков в России будет развиваться под влиянием нескольких ключевых тенденций:
1. Углубление автоматизации и внедрение ЧПУ
Российская промышленность будет ускоренными темпами переходить от устаревшего оборудования к современным станкам с ЧПУ и высоким уровнем автоматизации. Это вызвано как необходимостью восполнить нехватку квалифицированных рабочих, так и стремлением повысить производительность и качество продукции. Ожидается рост спроса на:
Обрабатывающие центры с ЧПУ (в том числе многофункциональные токарно-фрезерные): предприятия стремятся иметь универсальный станок, выполняющий за одну установку детали несколько операций.
Роботизацию: все чаще новые станки будут устанавливаться в связке с промышленными роботами (для автоматической подачи заготовок, смены инструмента, выгрузки деталей). Это особенно актуально для серийного производства (авто, электроника) и для опасных операций (химмаш, оборонка).
Цифровую интеграцию: понятия Industrie 4.0 и IIoT (промышленный интернет вещей) проникают и в РФ. Новое оборудование, вероятно, будет поставляться с возможностями удаленного мониторинга, сбора данных о режимах работы, что важно для больших заводов (предиктивная диагностика и т.д.). Уже сейчас крупные предприятия требуют от поставщиков станков совместимости с их цифровыми системами.
CAM/CAD и программное обеспечение: параллельно будет расти рынок отечественного ПО для программирования станков (замена западного software). К 2030 г. можно ожидать появления зрелых российских CAM-систем, оптимизированных под местные ЧПУ – это повысит эффективность использования оборудования.
2. Развитие отечественного станкостроения и технологий
Под давлением внешних ограничений государство и корпорации продолжат инвестировать в российское станкостроение. К 2030 году намечены следующие возможные вехи:
Новые производственные мощности: Рассматривается создание крупных станкостроительных кластеров – например, на базе особых экономических зон или предприятий Ростеха. Возможен приход китайских компаний с локализацией – т.е. строительство в РФ сборочных заводов с высокой степенью локализации (например, завод по лицензии DMTG или SMTCL).
Совместные предприятия: Для ускорения освоения технологий вероятны СП между российскими и азиатскими фирмами. Так, китайские производители могут заинтересоваться открытием инжиниринговых центров в РФ для адаптации станков к требованиям местных стандартов (например, ГОСТ) и обучения персонала.
Компонентная база: Особое внимание – разработке критичных компонентов: систем ЧПУ, серво-приводов, высокопрочных шарико-винтовых пар, шпиндельных узлов. Без этого сложно конкурировать с импортом. Уже к 2024 г. Ростех заявил о опытных образцах отечественных ЧПУ, к 2030 г. может появиться коммерчески доступная линейка. Также планируется локализовать производство инструмента и оснастки (например, твердосплавный инструмент сейчас на >70% импортный, но строятся заводы по пластинам в Орле и др.).
Импортозамещение: По планам Минпромторга, к 2030 г. доля отечественного оборудования на внутреннем рынке должна существенно вырасти (в некоторых программах фигурирует цель 50% и выше). Добиться этого хотят через механизмы субсидий: продолжение программы льготного лизинга, требования по локализации в госзакупках (т.е. государственным предприятиям предписывается при прочих равных покупать российские станки). Также возможны ограничения параллельного импорта со временем, чтобы стимулировать спрос на свое. Если санкции сохранятся, то и выбора особо не будет – придется развивать свое.
3. Дальнейшее смещение в пользу азиатских поставщиков
Даже при развитии своего производства, импорт в ближайшие 5–7 лет останется главным источником современного оборудования. Однако география импорта изменится:
Китай укрепится как ключевой партнер. Можно ожидать, что китайские бренды займут еще большую нишу, возможно до 95–100% прямых поставок. К 2030 г. китайское станочное оборудование станет стандартом для большинства российских заводов, от небольших мастерских до крупных предприятий.
Индия, Турция, Иран – потенциально могут нарастить поставки. Индийские станки (например, HMT, Ace Designers) пока занимают небольшую долю, но Индия расширяет производство станков и, как партнер по БРИКС, может предложить выгодные условия. Турция развивает машиностроение и тоже способна поставлять определенные виды оборудования (прессы, листообработка). Иран начинает производить станки для собственных нужд, и при сближении с РФ может делиться продукцией.
Беларусь – близкий союзник, также будет наращивать кооперацию. В Беларуси есть Минский станкозавод, Гомельский завод станочных узлов – возможно, их продукция (или сборка китайских станков под брендом «Сделано в РБ») будет поступать в РФ в обход сложностей.
Параллельный импорт из Запада сохранится для уникальных случаев, но в целом западные бренды, если и вернутся, то не ранее нормализации отношений. Поэтому до 2030 г. их доля будет минимальной. Исключение – может быть, Южная Корея и Япония частично возобновят каналы (если политически будет возможность), т.к. их правительства иногда занимают более гибкую позицию. Например, некоторые южнокорейские марки станков могут прийти через третьи страны даже сейчас.
4. Смена парка оборудования и вторичный рынок
К 2030 году значительная часть существующего парка советских еще станков (а он все еще велик на мелких предприятиях) выработает ресурс. Ожидается ускоренное обновление парка: вместо ремонта 40-летних станков предприятия будут вынуждены покупать новые, тем более что потребность в высокой точности выросла. Это означает устойчивый спрос на недорогие универсальные станки (многие из которых будут китайского производства или отечественные аналоги). Вторичный рынок импортных станков тоже будет развиваться – например, импорт 5-10 летних станков из Европы/Японии как б/у через серые каналы может стать популярным, если новые недоступны. Наблюдается тренд: в 2023 г. начали активно завозить поддержанные станки из Азии – в том числе потому, что они не подпадают под некоторые экспортные ограничения. До 2030 г. импорт подержанных высокоточных центров может вырасти, чтобы снабдить промышленность сложными машинами по умеренной цене.
5. Отказ от западных стандартов и переход на свои
За ближайшие годы Россия, вероятно, выработает собственную систему стандартизации в станкостроении и металлообработке, более независимую от ISO/DIN. Это связано с технологическим суверенитетом: могут появиться ГОСТы на системы управления, протоколы обмена данными и др., отличные от западных. Также в обучении кадров усилится роль российских наработок – уже внедряются учебные программы по отечественным CAD/CAE, чтобы не зависеть от импортного ПО. Все это – часть тенденции на технологическую автономность. Для рынка станков это означает, что к 2030 г. станок, стоящий в российском цеху, будет либо российского, либо азиатского происхождения, работать под управлением либо китайской, либо российской системы (возможно, с открытым исходным кодом), а оператор будет обучен по программам, рассчитанным на эти системы. Постепенно уходит эпоха, когда почти каждый высокоточный станок – немецкий или японский и оснащен Siemens/Fanuc. Российская промышленность адаптируется к работе с альтернативным оборудованием.
6. Развитие аддитивных технологий (влияние на рынок станков)
Хотя не напрямую относится к токарно-фрезерным станкам, но стоит отметить: аддитивное производство (3D-печать металла) к 2030 г. может занять свою долю в машиностроении, и это отчасти конкурирует со станками. Для некоторых деталей предприятия уже сейчас начинают применять 3D-принтеры по металлу вместо классической обработки из цельной болванки. Если эта технология продвинется, часть инвестиций пойдет в 3D-принтеры, а не в классические станки. Однако реалистично, аддитивные технологии будут дополнять, а не заменять станки: после 3D-печати детали все равно потребуется финальная обработка на фрезерном станке для точных размеров. Так что вероятен синергетический эффект: появятся комплексы, совмещающие аддитивное выращивание и последующую механообработку (в мире такие уже есть). Российские предприятия, возможно, тоже заинтересуются такими гибридными технологиями ближе к 2030 году.
7. Усиление требований к локализации и экспорту
Правительство РФ к 2030 г. может ввести дополнительные стимулы для локализации производства иностранных станков внутри страны. Например, для китайских партнеров – льготные условия, если они производят станок на российском заводе с использованием местных компонентов. Цель – не только обеспечить внутренний рынок, но и начать экспортировать станки в другие страны (ЕАЭС, Африка, Латинская Америка) под маркой «сделано в России». Сейчас экспорт российской станкопродукции невелик и идет в основном в Беларусь и страны СНГ, но к 2030 г. стоит задача расширить его. Это будет непросто, учитывая конкуренцию Китая, но нишевые области (например, станки для холодных климатических условий, где у России опыт) могут быть найдены.
Подводя итог, прогноз до 2030 года для рынка токарно-фрезерных станков в РФ предполагает:
Рост рынка в целом (по разным оценкам, среднегодовой темп может составить 5–7%, ускоряясь после 2025 г. за счет реализации отложенных проектов модернизации).
Сохранение критической зависимости от импорта, но с акцентом на Восток и постепенным «размыванием» западных технологий в пользу отечественных/азиатских.
Появление новых игроков – как российских, так и азиатских – вместо ушедших брендов.
Техническое переоснащение предприятий, продиктованное как оборонными, так и экономическими соображениями, что обеспечит спрос на современные токарно-фрезерные комплексы.
Государственную поддержку – без нее станкостроение не достигнет целей, поэтому ожидаются новые госпрограммы (возможно, «Станки 2030» федерального уровня, объединяющие финансирование НИОКР, льготные кредиты производителям и т.д.).
Российский рынок станков, переживший турбулентность начала 2020-х, вступает в новую фазу – фазу адаптации и роста на основе новых партнерств и внутренних резервов. К 2030 году мы увидим более автономную, но и более ориентированную на Восток экосистему станкостроения, способную удовлетворять потребности промышленности в инструментальном оборудовании даже в условиях длительной изоляции от западных технологий. Это стратегически важно для промышленного суверенитета страны, и потому сегмент токарно-фрезерных станков остается в фокусе внимания государства и бизнеса на предстоящие годы.
Читать в Telegram
Не нашли, что искали?
Отправьте заявку, и наш менеджер свяжется с вами в течение дня. Мы поможем выбрать оборудование, которое подойдет именно вам!